По пути совершенствования.
7.Слово из уст Божьих.
Не хлебом
одним будет жить человек,
но всяким
словом, исходящим из уст Божьих. (Мф.4:4)
Вторая часть этого символического высказывания, пожалуй,
несколько трудна для восприятия современным человеком, привыкшем едва ли не все
воспринимать в буквальном контексте.
Что же в
действительности имел в виду Христос, говоря о «хлебе» и «слове из уст Божьих»?
«Хлеб» в данном случае служит символом материального голода, т.е. всех тех
желаний, которые можно удовлетворить с помощью материальных вещей. Понятие
«хлеб» охватывает не только физические пищу, еду или питание, но и различные
другие желания человека, связанные со стремлением завладеть или обладать чем-то
таким, что в его глазах имеет ценность, как-то: золото, серебро, движимость,
имущество, богатство, честь, слава, известность, власть и т.д. и т.д., -
заполучив которые он, таким образом, утоляет свой материальный голод. «Хлеб»,
таким образом, - это символ всего того, чего жаждет душа человека в физической
жизни.
…доколе были в
детстве, были порабощены вещественным началам мира. (Гал.4:3)
Чего желают и жаждут или к чему стремятся люди, когда утоляют свою жажду материальных вещей, которые, накопленные в избытке, порабощают человека и оборачиваются для него злом? Ведь материальные вещи, сколько их не накапливай, не смогут привести человека к состоянию гармонии, процветания и духовной благодати, т.е. дать человеку то душевное счастье, которое одно служит олицетворением внутреннего мира, покоя и равновесия. Уже сегодня люди стремятся жить в мире и гармонии со своими ближними, а завтра будут стремиться не только к гармоничным отношениям, но к отношениям, основанным на любви – точно так же, как сегодня они стремятся к богатству и материальному благополучию.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. Я
есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды
живой. (Отк.21:5,6)
Указанное стремление жить в любви со всеми есть подлинно духовная жажда, и поэтому прав был Спаситель, сказавший, что человек – по мере того, как он «взрослеет» и совершенствуется в богочеловека, жив не только хлебом единым. Что же в таком случае означает «всякое слово, исходящее из уст Божьих»? Слово Божие – это не только заповеди или духовные откровения, содержащиеся в Библии или в других священных писаниях, но и сама живая, подлинная действительность, где Господь говорит с каждым из нас через Свои органы – живых существ, ибо «слово Божие» – это не столько речь или язык, сколько события, явления, деяния и поступки, совершающиеся в самой жизни.
Ибо мы Им живем и движемся и существуем.
(Дн.17:28)
Все, что человеку приходится испытывать или переживать в жизни, есть фактически язык Бога, Его речь, с которой Он обращается к каждому из нас благодаря непреложности принципа «сеяния и жатвы» (см. урок 12).
Не
обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
(Гал.6:7)
Люди в большинстве своем этого до сих пор не понимают, но Бог, посредством самой жизни постепенно учит нас этому. Принято считать, что человек – это особый, ни от кого не зависящий феномен, самостоятельный и свободный. Однако в процессе обретения духовных знаний люди, так или иначе, неизбежно приходят к пониманию того, что каждый человек, будучи существом независимым и индивидуальным, одновременно зависим и подчинен воле Божьей, ибо является Его, Бога органом (проводником) или «речевым средством», с помощью которого Он разговаривает с другими существами.
Ибо все из Него, Им и к Нему. (Рим.11:36)
Ибо, чтобы разговаривать с обманщиками или лжецами на их языке, Бог должен, соответственно, использовать - обманщиков и лжецов; а чтобы разговаривать с преступниками на понятном им языке, Он должен, соответственно, использовать не кого-нибудь, а именно преступников. Господь, разговаривая с различными прослойками рода человеческого, использует тот язык или то речевое средство, которые оказываются понятными для этих людей. С той же целью Он использует и художников, писателей, философов, ученных, религиозных деятелей и пр. и пр., которые тоже являются органами самовыражения Бога, посредством которых Он разговаривает с другими людьми, понимающими данный «язык» и восприимчивыми к нему.
Человек, живущий уже не только хлебом
единым, но и всячески стремящийся к живому душевному общению и сотрудничеству
со своими собратьями или ближними себе и им на пользу, радость и вдохновение, -
такой человек также является рабочим органом или деятельным проводником «слова
Божьего» – на свой особый, лишь ему присущий манер. Нет, не нужно думать, будто
такой человек становится миссионером или проповедником и начинает изъясняться
библейским языком и постоянно поминать
имя Божье. Нет, это всего лишь значит, что своими поступками, заботой, любовью,
добрым настроением и созиданием в материальной, интеллектуальной и культурной
сферах жизни он делает ее светлее, лучше и полноценнее – как для самого себя,
так и для окружающих или ближних.
Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем… (Гал.6:9-10).
Но и тот, кто не утолил свою жажду мести
и ненависти, в ком по-прежнему заявляют о себе в полную силу горечь, зависть
или ревность, - и такой человек, будучи по самой своей сущности, глубоко индивидуальным,
тоже выступает, как орудие или орган Бога, используемый Им для сношений,
контакта или разговора с теми людьми, которым понятен и доступен тот язык,
носителем которого является данный человек, т.е. с людьми, которым на пользу
подобная судьба, ибо они сами посеяли ее некогда в прошлом. Но и сам этот
человек, используемый Богом в качестве такого орудия обратного действия или в
качестве носителя «неприятного добра», тоже обязан учиться понимать, что,
преподнося ближним своим это «неприятное добро», которое они заслужили, он,
однако, формирует и свое собственное будущее – в той же сфере своей жизни. И
разве в подобном положении ему нечего желать и не к чему стремиться?
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. (3Ин.11)
Таким образом, если человек действительно
стремится к миру и любви, то самый кратчайший и прямой путь к ним – стараться
сеять этот мир и любовь во взаимоотношениях со своими ближними. И даже если
этот ближний, несмотря на всю нашу к нему доброту и внимание, не всегда с нами
добр, вежлив и обходителен, то это есть не что иное, как прямо обращенная к нам
речь Бога, Его прямое указание на то, что некогда и мы сами поступали подобным
образом с другими людьми, а ныне уже сполна уже пресытились этим.
Будучи участниками великой и грандиозной
божественной драмы жизни, мы сами выбираем себе роль по вкусу и сами решаем,
быть ли нам «злодеями», т.е. проводниками неприятного добра, или «героями»,
т.е. проводниками приятного добра. Пресытившись первой ролью, человек, под
действием своей духовной жажды или голода, неизбежно преобразуется в
светозарный орган сознания Бога, тот самый орган, посредством которого «слово
Божие», претворенное в поступки, деяния и помыслы, будет нестись другим людям,
даруя им всепрощение, тепло, свет, нежность и любовь.
…новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. (1Ин.2:8)
Вопросы теста:
1.
Что
Господь вложил в понятие «хлеб»?_______________________________________________
_________________________________________________________________________________
2.
Каково
содержание понятия «всякое слово из уст Божьих»? ______________________________
____________________________________________________________________________________
Отче!.. Не о
них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их:
Да будут все
едино; как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут
В Нас едино, -
да уверует мир, что Ты послал Меня…
И Я открыл им
имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил
Меня, в них
будет, и Я в них. (Ин.17:20,21,26) Аллилуйя. Аминь.